Контекст
Проект родился в результате пересечения нескольких отдельных мотивов в моей жизни.
Собственно порыв обратиться к нашему культурному наследию случился в ходе лекции этнографа Дмитрия Баранова в рамках акселератора Путь Ремеслинника. Так интересно и 'вкусно' рассказывал он про традиции и предметы в быту простых людей, про смысловую нагрузку практически каждой вещи!
'Наследие' - очень правильное слово: в нём и смыслы, и предки и необъятность... и как жаль, что в общей массе мы так мало знаем и помним о нём.
Проекту способствовали еще 5-ро лекторов из акселератора, отмечу Ярослава Рассадина и его "Использование образов и традиционных техник в актуальном дизайне" и Варвару Зенину с лекцией "Новое и старое русское", а также цитата, которая шла красной нитью во всех учебных материалах: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу» — Густава Малера.
Так сформировался порыв! И заодно понимание порядка действий.
А вот база материала, истоки - пришли совсем с другой стороны, с Севера, с родины моего мужа. Начиная с их деревянного родового дома в Архангельской области, продолжая экспедициями неутомимого Николая Телегина и далее найденной литературой по заданной теме (список в конце страницы).
Я обратилась к народной вышивке. Красное по белому... просто и чётко.
Про 'простоту' - это конечно видимость, на самом деле сложно и вообще там целый мир!
Существует ряд повторяющихся сюжетов и орнаментов в народной вышивке. Они уходят корнями в славянское язычество и даже в эпоху прародителей славян. Древние мотивы были распространены в вышивке почти всех райнов России, но в северных областях они традиционнее и точнее сохранили образы старины, в силу бóльшей свободы. И всё-таки время стёрло изначальный смысл древних сюжетов, мастерицы в 19-20вв относились к ним скорее как к красивым узорам. Исследователи пытаются открыть утраченные смыслы заново.
Вышивкой украшали полотенца (одно из названий полюбившееся мне - 'рушники'), подзоры, рубахи, панёвы, передники. Такие вещи имели важное значение в народных праздниках и ритуальных обрядах.
Поскольку я хочу привнести в этот мир толику добра и радости - я стала смотреть в сторону свадебной тематики.
Плодородие
Мое внимание привлёк символ плодородия. Собственно сам знак - ромб разделенный крест-накрест на 4 ромба с точками внутри - изображает засеянное поле. Б.А. Рыбаков вполне однозначно демонстрирует и то, что история знака уходит на 5000 лет в прошлое (он появился с освоением земледелия) и то, что в славянской традиции он обозначал плодородие вообще: как земли, так и женщины, и часто встречался в вышивке свадебных обрядовых полотенец и наряда невесты, который она носила ещё год после свадьбы.
Ромб в квадрате. Первым изделием стала небольшая квадратная тарелка.
Изображение этого символа варьируется в вышивке, мой дизайн - это собственное современное прочтение, сформированное с учетом техники и материала.
Для этого проекта я выбрала технику 'on edge construction', где стекло режется на тонкие полоски, которые ставятся на ребро - и таким образом набирается рисунок. Эта техника дала мне желаемую 'геометричность', а также помогла создать иллюзию струящейся ткани.
Размер тарелки 14х14 см
Семья
Следующий проект серии представляет собой свадебный (или семейный) рушник.
Именно рушник (= полотенце) я выбрала потому, что он являлся одним из главных атрибутов свадьбы. По разным источникам невеста изготавливала (ткала/вышивала) 12,30,100 полотенец к своей свадьбе. Размах конечно зависит от богатства семьи, но в целом смысл понятен - полотенец нужно было много. И каждое имело свое назначение.
В моем изделии самая яркая фигура узора - женская.
Вообще архаическая вышивка богата узорами в виде антропоморфных фигурок, чаще всего женских, что вполне логично т.к. вышивка была плотно связана с традициями и обрядами славян, т.е. земледельческим культом в центре которого почитание женского плодородного начала.
Кроме женской фигуры - присутствует мужская, а также комбинированная фигура с ромбом внутри. А ромб, в свою очередь, - символ плодородия.
Что я хотела всем этим сказать?
Я хотела изобразить суть семьи. Семья это тот самый случай, когда 1+1 это больше, чем два. Мужчина и женщина, вступая в союз по любви, рождают новую суть. Да, безусловно, это касается детей, но речь не только о рождении нового человека. Здесь я смотрю на плодородие шире, чем стандартное значение (“Плодородие - непрерывное воспроизведение жизни (растений, животных и человека),..” - Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н. И. Толстого 1995—2012).
Речь также о рождении духовной целостности и силы. Супруги становятся единым, и это единое больше, чем каждый из них по отдельности.
Эти размышления конечны же стары как мир - но стеклянный рушник, олицетворяющий их, изготовлен сейчас и он всего один.
Размер рушника 20х45 см
Ткань
В этом проекте в рамках тех же смыслов, материалов и ромбовых узоров - я обращаюсь к форме.
При достаточном нагревании стекло переходит из твердого состояния в жидкое - а между этими крайностями оно мягкое и тягучее.
Моей целью было создание иллюзии материи и она была достигнута путем фиксации разной степени мягкости стекла в этих трех вазах.
Высота предметов 16 см
Солнце
Еще более сложный проект серии - ладья "Путь Солнца"
В славянской вышивке очень часто мы видим трехчастную композицию, в которой присутствует центральный главный элемент и два симметричных по бокам от центрального. Иногда, как вариант трехчастной композиции, встречается орнамент с конями или птицами, чьи тела срощены, образуя ладью. Кто-то предположил, что мастерицам в какой-то момент было то ли лень, то ли места не хватало, вот они и "сократили" рисунок.. .
Намного больше мне нравится другая теория, связанная с древней легендой о том, что днем Солнце проносится по небу в конной колеснице, а ночью в загробном мире по морю плывет на лебединой ладье.
Моя ладья про движение Солнца или его суточный цикл. Два фронтальных изображения ладьи: мужской образ Солнца на конной ладье и женский - на лебединой, неразрывно связаны, являясь частью одного пути, однако одновременно представляют собой противоположности:
- день и ночь
- лето и зима
- мужское и женское начала
- жизнь и смерть (вернее жизнь после смерти)
Размер 34х16х18 см
Птицы
И еще один свадебный рушник.
Формой хотелось максимально приблизиться к ткани.
Но в тоже время остаться в стекле - и здесь прозрачное красное работает идеально.
По наполнению - каждая линия имеет смысл:
вода, земля, воздух. Поскольку север - то обязательно птицы. Лебеди (вернее гибрид лебедей и птицы Павы - я, ровно как и вышивальщицы, не обещала анатомической точности, мне главное, чтоб красиво!), смотрящие друг на друга - это, естественно, молодожены. Однако, послушав Александру Баркову, узнала, что это с 19го века образ лебедей имеет любовную трактовку, ранее лебедь была символом смерти...
Знаки плодородия обязательно. Нижние обрамлены обережным орнаментом в виде гребня. Про него мне рассказала сотрудница музея-заповедника 'Малые Корелы' Архангельской области. Такой узор мастерица вышивала близкому любимому человеку.
Сверху солнце. Солярность решила показать опять же через ромб, славянская свастика мне очень нравится, но не могу избавиться от исторических ассоциаций... посему будет так.
Размер 20х32х18 см
Список литературы:
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник 1978г.
Богуславская И.Я. Русская народная вышивка 1972г.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н. И. Толстого 1995—2012
Б. А. Рыбаков "Язычество древних славян" 1981
К. Далматова Образцы старинного народного узорного шитья и кружева из коллекции 1894г.
Яковлева В. Я. Архангельская народная вышивка. 1954г.
Яковлева В. Я. Вологодская и Ярославская народная вышивка 1955г.
Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли 1981г.
Баркова Александра: лекции о славянской мифологии
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями оплаты и доставки