Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу

— Густав Малер

Культурное наследие
Русский Север

Контекст
Проект родился в результате пересечения нескольких отдельных мотивов в моей жизни.
Собственно порыв обратиться к нашему культурному наследию случился в ходе лекции этнографа Дмитрия Баранова в рамках акселератора Путь Ремеслинника. Так интересно и 'вкусно' рассказывал он про традиции и предметы в быту простых людей, про смысловую нагрузку практически каждой вещи!
'Наследие' - очень правильное слово: в нём и смыслы, и предки и необъятность... и как жаль, что в общей массе мы так мало знаем и помним о нём.
Проекту способствовали еще 5-ро лекторов из акселератора, отмечу Ярослава Рассадина и его "Использование образов и традиционных техник в актуальном дизайне" и Варвару Зенину с лекцией "Новое и старое русское", а также цитата, которая шла красной нитью во всех учебных материалах: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу» — Густава Малера.
Так сформировался порыв! И заодно понимание порядка действий.

А вот база материала, истоки - пришли совсем с другой стороны, с Севера, с родины моего мужа. Начиная с их деревянного родового дома в Архангельской области, продолжая экспедициями неутомимого Николая Телегина и далее найденной литературой по заданной теме (список в конце страницы).


Я обратилась к народной вышивке. Красное по белому... просто и чётко.
Про 'простоту' - это конечно видимость, на самом деле сложно и вообще там целый мир!
Существует ряд повторяющихся сюжетов и орнаментов в народной вышивке. Они уходят корнями в славянское язычество и даже в эпоху прародителей славян. Древние мотивы были распространены в вышивке почти всех райнов России, но в северных областях они традиционнее и точнее сохранили образы старины, в силу бóльшей свободы. И всё-таки время стёрло изначальный смысл древних сюжетов, мастерицы в 19-20вв относились к ним скорее как к красивым узорам. Исследователи пытаются открыть утраченные смыслы заново.

Вышивкой украшали полотенца (одно из названий полюбившееся мне - 'рушники'), подзоры, рубахи, панёвы, передники. Такие вещи имели важное значение в народных праздниках и ритуальных обрядах.
Поскольку я хочу привнести в этот мир толику добра и радости - я стала смотреть в сторону свадебной тематики.

double image fisrt part

Плодородие

Мое внимание привлёк символ плодородия. Собственно сам знак - ромб разделенный крест-накрест на 4 ромба с точками внутри - изображает засеянное поле. Б.А. Рыбаков вполне однозначно демонстрирует и то, что история знака уходит на 5000 лет в прошлое (он появился с освоением земледелия) и то, что в славянской традиции он обозначал плодородие вообще: как земли, так и женщины, и часто встречался в вышивке свадебных обрядовых полотенец и наряда невесты, который она носила ещё год после свадьбы.
Ромб в квадрате. Первым изделием стала небольшая квадратная тарелка.
Изображение этого символа варьируется в вышивке, мой дизайн - это собственное современное прочтение, сформированное с учетом техники и материала.
Для этого проекта я выбрала технику 'on edge construction', где стекло режется на тонкие полоски, которые ставятся на ребро - и таким образом набирается рисунок. Эта техника дала мне желаемую 'геометричность', а также помогла создать иллюзию струящейся ткани.

Размер тарелки 14х14 см

Семья

Следующий проект серии представляет собой свадебный (или семейный) рушник.
Именно рушник (= полотенце) я выбрала потому, что он являлся одним из главных атрибутов свадьбы. По разным источникам невеста изготавливала (ткала/вышивала) 12,30,100 полотенец к своей свадьбе. Размах конечно зависит от богатства семьи, но в целом смысл понятен - полотенец нужно было много. И каждое имело свое назначение.

В моем изделии самая яркая фигура узора - женская.
Вообще архаическая вышивка богата узорами в виде антропоморфных фигурок, чаще всего женских, что вполне логично т.к. вышивка была плотно связана с традициями и обрядами славян, т.е. земледельческим культом в центре которого почитание женского плодородного начала.
Кроме женской фигуры - присутствует мужская, а также комбинированная фигура с ромбом внутри. А ромб, в свою очередь, - символ плодородия.
Что я хотела всем этим сказать?

Я хотела изобразить суть семьи. Семья это тот самый случай, когда 1+1 это больше, чем два. Мужчина и женщина, вступая в союз по любви, рождают новую суть. Да, безусловно, это касается детей, но речь не только о рождении нового человека. Здесь я смотрю на плодородие шире, чем стандартное значение (“Плодородие - непрерывное воспроизведение жизни (растений, животных и человека),..” - Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н. И. Толстого 1995—2012).
Речь также о рождении духовной целостности и силы. Супруги становятся единым, и это единое больше, чем каждый из них по отдельности.
Эти размышления конечны же стары как мир - но стеклянный рушник, олицетворяющий их, изготовлен сейчас и он всего один.

Размер рушника 20х45 см

double image fisrt part

Ткань

В этом проекте в рамках тех же смыслов, материалов и ромбовых узоров - я обращаюсь к форме.
При достаточном нагревании стекло переходит из твердого состояния в жидкое - а между этими крайностями оно мягкое и тягучее.
Моей целью было создание иллюзии материи и она была достигнута путем фиксации разной степени мягкости стекла в этих трех вазах.

Высота предметов 16 см

Солнце

Заключительный и самый трудоемкий проект серии - ладья "Путь Солнца"

В славянской вышивке очень часто мы видим трехчастную композицию, в которой присутствует центральный главный элемент и два симметричных по бокам от центрального. Иногда, как вариант трехчастной композиции, встречается орнамент с конями или птицами, чьи тела срощены, образуя ладью. Кто-то предположил, что мастерицам в какой-то момент было то ли лень, то ли места не хватало, вот они и "сократили" рисунок.. .
Намного больше мне нравится другая теория, связанная с древней легендой о том, что днем Солнце проносится по небу в конной колеснице, а ночью в загробном мире по морю плывет на лебединой ладье.

Моя ладья про движение Солнца или его суточный цикл. Два фронтальных изображения ладьи: мужской образ Солнца на конной ладье и женский - на лебединой, неразрывно связаны, являясь частью одного пути, однако одновременно представляют собой противоположности:
- день и ночь
- лето и зима
- мужское и женское начала
- жизнь и смерть (вернее жизнь после смерти)

Размер 34х16х18 см

Список литературы:

Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник 1978г.
Богуславская И.Я. Русская народная вышивка 1972г.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н. И. Толстого 1995—2012
Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян" 1981
К. Далматова Образцы старинного народного узорного шитья и кружева из коллекции 1894г.
Яковлева В. Я. Архангельская народная вышивка. 1954г.
Яковлева В. Я. Вологодская и Ярославская народная вышивка 1955г.
Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли 1981г.

Ваш заказ
  • image alt

    POWER Full 14

    POWER Full 14

    1000
  • image alt

    POWER Full 14

    POWER Full 14

    2000
3000
Выберите канал коммуникации
Выберите вариант доставки

Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями оплаты и доставки

id="info-cart" lang="en">
2